Как оценить стоимость проекта по автоматизации предприятия
21.05.2024
FAQ: Планируем внедрять 1С:ERP. Запросили у трех подрядчиков стоимость проекта. Одни выставили 12 млн, вторые - 25 млн, третьи – 30 млн рублей. Почему такой разброс цен?
Отвечает руководитель проектов внедрения 1C:ERP/1C:ERP.УХ компании «Цифровизация Производства», Адель Кагарманова
Первоначальная оценка всегда строится на исходных данных заказчика. Насколько они будут подробные и достоверные, настолько правдивая окажется оценка.
Каждый подрядчик подходит к оценке по-своему. Существует несколько методов.
Наша компания использует в оценке 2 метода:
Первый метод, который мы применяем- это ресурсный метод. По ресурсному методу оценки трудозатраты на проект рассчитываются на основании предполагаемого количественного состава необходимой проектной команды, FTE (количество часов, эквивалентных полной занятости специалистов) и предполагаемых сроков этапов проекта. Прогноз формируется на основании опыта прошлых проектов и предполагаемых рисках. Этот метод менее прозрачен и более поверхностен, потому что непонятно, насколько трудоемкими окажутся задачи на проекте в реальности. Его мы используем только при высоком уровне секретности заказчика, закрытости, при невозможности получить от заказчика более детальной информации, а также, если необходимо оперативно рассчитать примерный бюджет проекта.
Второй метод оценки, который мы применяем- это позадачный метод, он также основывается на опыте прошлых проектов, но при этом трудозатраты в часах суммируются по каждой задаче, а дальше уже определяется количественный состав проекта и сроки по его этапам. Проект оценивается, исходя из времени, потраченного на определенную задачу. Этот метод требует дополнительного вникания исполнителя в задачу и в бизнес-процессы заказчика.
Мы больше придерживаемся как раз второго метода, потому что он более приближенный к реальности и включает в себя большую часть часто встречаемых рисков. Поэтому еще до проекта мы проводим предпроектное обследование.
Для предпроектного обследования мы предлагаем свой перечень унифицированных функциональных блоков, по которым есть список бизнес-процессов до второго уровня. Есть опросники, по которым проводим интервью или направляем на заполнение заказчикам самостоятельно.
Приехав к заказчику, мы погружаемся в процессы, уточняем проблемы по каждому существующему бизнес-процессу, фиксируем всю информацию в наш перечень. Также знакомимся с ключевыми пользователями. Дальше обрабатываем этот реестр и на основании опыта прошлых проектов по данной отрасли мы можем дать более реалистичную оценку по всем этапам проекта.
При выборе подрядчика важен подход к оценке. Бывает, что оценка установлена, но не описано подробно, что будет в рамках этого проекта. Перечислено минимальное количество ограничений с заниженной стоимостью проекта. Заказчикам обычно нравится такое КП. Однако именно в таком варианте самые большие риски. Может оказаться, что в бюджет не заложена часть необходимых работ или определенный результат. В таких случаях стоимость проекта может значительно увеличиться в самый неподходящий момент.
Это зачастую повторяющаяся практика на многих проектах. Можно посмотреть статистику или пообщаться с заказчиками, которые уже запустили проекты на 1C:ERP. Именно поэтому многие проекты не доводятся до конца или имеют неудовлетворительный результат.
Ответственность за такой результат лежит на обеих сторонах:
- на стороне заказчика, который ожидает выполнение проекта под ключ, но при этом умалчивает или не уточняет некоторые детали (например, что есть дополнительные системы, с которыми потребуется интеграция или, например, что в штате нет ИТ специалистов для установки ПО и он ожидает, что установка также входит в бюджет проекта).
- на стороне интегратора, который не прописал подробно в КП, что входит в рамки проекта, его результаты и ограничения, включая:
- Функциональный объем проекта;
- Методологический объем проекта;
- Технический объем проекта;
- Организационный объем проекта;
- Территориальный объем проекта.
В нашем опыте был проект, где заказчик выбирал, делая акцент на уменьшение стоимости. При получении оценочной стоимости проекта заказчик хотел запустить минимальное количество блоков без учета различных имеющихся интеграций, которые тоже надо было прорабатывать. Соответственно, цена проекта без этих интеграций была намного ниже. В середине проекта выяснилось, что заказчику эти интеграции необходимы. Но проработка каждой интеграции - это трудоемкая и объемная услуга, которую тоже необходимо было сделать для реализации проекта путем поиска компромиссного варианта по увеличению бюджета. Но не на всех проектах получается находить компромисс по дополнительному бюджету между заказчиком и исполнителем, и есть риск приостановки проекта.
Теперь, благодаря многолетнему опыту, мы заполняем опросник, проводим интервью со всеми руководителями процессов, чтобы понять откуда в системе появляются данные. На основании этого мы фиксируем коммерческое предложение (КП), в котором перечисляем все интеграции, которые необходимо реализовать в рамках проекта. Составляем список ограничений: процессы или работы, которые не входят в проект. При презентации коммерческого предложения обязательно оговариваем с заказчиком, что перечисленные ограничения при необходимости будут реализовываться за дополнительный бюджет. Это позволяет избежать конфликтов и понизить риски проекта.
Обычно самые низкие ставки по проекту ставят компании без имени, без большого опыта. Это единственная возможность для них продать проект. Но высоки риски, что они не смогут нести ответственность за выполнение оговорённых работ. Крупные компании или компании, зарекомендовавшие себя, не берутся за проект с неадекватной стоимостью, на своем опыте зная, что не смогут обеспечить необходимые работы и качество по этой цене.